Культурной интеллигенции нужны логические системы, способные иметь дело с динамикой неопределенности и двусмысленности. Манипулирование логическими аргументами, использование логических подтасовок и некорректных экстраполяции, являются широко распространенными техниками воздействия. Логические ошибки встречаются часто; сообщение может быть логически некорректным при отсутствии каких-либо манипулятивных намерений; но агенты влияния преднамеренно манипулируют логикой в целях навязывания своей повестки дня. Логика — это процедура выведения заключения из одной и более предпосылок. Сама по себе констатация факта — независимо от того, соответствует он действительности или нет — не может быть логичной или нелогичной.
Аристотелевская логика — базис доминирующего мировоззрения и универсальный свод правил человеческого мышления — основывается на структуре западного языка и грамматики. No в свете того, что, к примеру, идеографическая природа китайского письма определяет не только структуру языка, но также и мышление, и фундаментальные структуры восприятия и понимания жизни и мироустройства,— то аристотелевская логика предстает весьма исторически и культурно ограниченной. Также система китайских иероглифов, выражающих идеографические символы и паттерны, структурную организацию паттернов, представляет иную, отличную от западной, систему мышления. В то время, как эти системы основаны на паттернах взаимозависимости и качественных отношений, стандартная западная логика по преимуществу основывается на идентичности и резко выражает тенденцию к дихотомичности и исключению. Коррелятивная логика подчеркивает значение взаимоотношений и в большей степени увлечена взаимоотношениями различных знаков, чем явлениями, построенными на паттернах.
Другие культуры основывают умозаключения скорее на аналогиях, чем на тождестве, базирующемся на доминирующем в западной логике силлогизме. Появление письма и схем имело прямое отношение к древним оракулам и техникам откровения, таким, как чтение трещин на костях. Организованную совокупность информации, лежавшую в основе особого метода предсказания, можно считать ранней формой автоматического управления знаниями и экспертных систем. Любое сочетание образов имеет значение и является частью формализованной обработки неопределенности и двусмысленности. Созвездия, существующие только в умах людей, проецируются на случайную группу звезд, создавая завершенную картину, появляющуюся в небе в течение тысяч лет. Эти звезды, будучи объектами в небе, двигающимися по повторяющимся и предсказуемым траекториям, и положили начало научному мышлению и измерениям.