Цифровые права человека — это расширение и применение универсальных прав человека к потребностям общества, основанного на информации. Информационное Общество все более и более нуждается в развитых, информационных и коммуникационных технологиях, которые — все — имеют происхождение из военной промышленности. В настоящее время эти технологии получили развитие в качестве технологий «несмертельного оружия» и, оказавшись в руках правительств или корпораций, они легко могут быть использованы против интересов широкой публики чрезвычайно опасным образом. Появляются новые властные структуры, имеющие возможность получения доступа к этим средствам и контроля над ними, а также доступ к средствам коммуникации. Поэтому осуществление цифровых прав человека обеспечит каждому возможность бесплатно и неограниченно пользоваться этими средствами и их потенциалом.
Цифровые права человека основаны на представлении о коммуникации как движущем механизме цивилизации и о равной ценности отдельного индивидуума и всего общества. Базисные цифровые права человека включают право доступа к электронной сети, право свободно общаться и выражать мнения в сети, и право на неприкосновенность частной сферы. Цифровой разрыв между теми, кто имеет право доступа к новейшим каналам электронной коммуникации, и теми, кто не имеет, нарушает право на получение образования и квалификации в новых технологиях инфосферы и право на доступ к базисной информации через общественные учреждения и провайдеров.
Свободное выражение мнений в сети не подлежит прямому или косвенному ограничению через цензуру, запрещающий контроль со стороны правительств или частных лиц путем проверок программного или аппаратного обеспечения, телекоммуникационных инфраструктур или других составных частей электронных сетей. Право на приватность, анонимность и безопасность
включает право на защиту от произвольного надзора за содержанием или общением в сети, также как и право использования таких технологий неприкосновенности, применяемых с целью обезопасить коммуникацию, как криптография. Усилия, ведущие к развитию коммуникационной инфраструктуры, позволяющей осуществлять наблюдение, собирать данные по отдельным пользователям, отслеживать происхождение данных или перехватывать сетевую коммуникацию в коммерческих интересах или в интересах слежки,— нарушают это право.