Принудительное убеждение, или «мыслительное преобразование», понимается как координированная система принудительного воздействия и контроля поведения, предназначенная для обманной манипуляции индивидами в интересах ее изобретателей. Считается, что мыслительное преобразование — это ситуационная адаптивная смена образа мыслей, в непрерывной последовательности социальных взаимодействий, построенных на описании социальной структуры мыслительно преобразуемых сред; программы мыслительного преобразования обыкновенно отличают от других, частично пересекающихся с ними, программ. Элементы, которые отличают мыслительные преобразования от других схем насильственной социализации — это личностная психологическая атака, расшатывающая стабильное мироощущение индивида, а затем организованное давление группы окружающих, личностное воздействие, и манипуляция общим социальным окружением, принуждающая к послушанию и к стабилизации уже модифицированного поведения.
Некоторые типичные черты социального контроля, присущие программам преобразования — это контроль коммуникаций; манипуляция эмоциями и поведением; согласие на индоктринированный образ поведения; требования относительно вероисповедания; согласие с идеологий, превышающее обыкновенную лояльность; деградация языка до уровня клише; ре-интерпретация жизненного опыта и эмоций индивида в соответствии с идеологией, и маргинализация тех, кто не разделяет доктрину.
Сущность стратегии, используемой такими программами, заключается в том, чтобы последовательно, систематически, на протяжении продолжительных периодов времени, выбирать следующий шаг и координировать многочисленные тактики принудительного воздействия. Программы мыслительного преобразования сложны и тонки. Они создают психологическую приверженность — более мощную, чем та, которая достигается с помощью угроз. Успешная психологическая дестабилизация
вызывает негативный сдвиг в общей самооценке и усиливает неопределенность относительно ценностей и позиций индивида. Таким образом, она снижает сопротивляемость требованиям послушания и одновременно усиливает внушаемость. Принудительное воздействие осуществляется последовательной реализацией принципа «Solve at Coagula»*. В трехфазовой модели за фазой дестабилизации следует фаза «изменения», а затем фаза «преобразования», то есть укрепления и усиления мышления в преобразованном виде.
Процедуры воздействия, в настоящее время широко применяемые в ходе полицейских допросов, способны ненамеренно повлиять на убеждение невиновного человека относительно его невиновности, и, таким образом, вызвать ложные признания. Признания, вызванные успешным применением паттернов на последовательных фазах мыслительного преобразования, называются вынужденными интернализованными ложными признаниями. Использование определенных, широко применяемых приемов допроса и подозреваемый, обладающий даже невысокой психологической уязвимостью,— вот все, что нужно для получения временно разделяемого ложного признания.
* «Растворяй и сгущай» (лат.) — алхимическая максима.